Одним из самых важных факторов влияющих на качество движения моделей железной дороги, является ЧИСТОТА РЕЛЬСОВ. В частности именно верхней части - ГОЛОВКИ РЕЛЬСА. Так как электропитание для работы двигателя, локомотив получает от рельсов, по ним идёт ток, чтобы через колёса локомотива попасть на электрический двигатель. Также для цифровых систем DCC по рельсам на локомотивный декодер идет закодированный сигнал управления командами.
Поверхность рельсов и поверхность колёс локомотивов, а также потребляющих электричество вагонов, обязательно должна быть чистой. При активном запуске поездов, пользователь обязательно сталкивается с этой задачей. Данная особенность касается всех без исключения моделей железной дороги, во всех модельных масштабах.
Почему возникает эта особенность.
Во время движения и потребления локомотивом тока, между поверхностью рельса и поверхностью качения колеса образуется микро искровая дуга. Микро искры поджаривают в озоновом облаке микро частицы пыли, и образовывают плотную плёнку нагара чёрного цвета налипающую на колёса локомотивов и верхнюю часть рельсов. Буквально в течении часа, при активном движении поезда этот эффект проявляет себя. Ток перестаёт попадать от рельсов к локомотиву, поезд начинает двигаться рывками или вовсе останавливается.
Нельзя также исключать из внимания, естественное окисление металлов. Локомотивам это грозит меньше, так как поверхность их колёс в основном хромированная. А вот рельсы это чистый незащищённый металл. Сделаны в большей степени из латуни, и через пару недель отсутствия движения по ним, могут окислиться и покрыться микро эрозией, что также препятствует получению качественного тока для бесперебойной работы локомотивов.
Для решения этих задач, разработано множество способов.